В традиционных африканских религиях огромную роль всегда играла магия (от греч. «колдовство», «волшебство») — представления и обряды, в основе которых лежит вера в возможность воздействия на людей, предметы и явления видимого мира сверхъестественным путём.
К магическим приёмам и средствам можно отнести колдовство, ведовство, пророчество (прорицательство, ясновидение), гадание, целительство (знахарство).
Вокруг магии, её возникновения и места в религии десятилетиями велись споры как в научной, так и в религиозной литературе. Продолжаются они и сегодня. По-видимому, в арсенал магов входит интуитивное или сознательное использование гипноза, телепатии и, кроме того, не до конца изученных экстрасенсорных способностей человека.
Африканцы, верящие в магию, убеждены, что некоторые люди, их речь, движения и мысли и даже отдельные предметы наделены сверхъестественными возможностями, свойствами. Эти особые, с магическими способностями, люди живут в атмосфере мистики, они могут ввести себя и других в состояние транса. Сила их воздействия на верующих огромна.
Такими людьми в доколониальной и колониальной Африке были служители традиционных культов. Часть из них занимала высокое общественное положение и образовывала особую группу. В неё входили прежде всего вожди и правители, исполняющие функции верховных жрецов. К ним примыкали жрецы-пророки (прорицатели). Считалось, что они, так же как и «цари-жрецы», наделены даром ясновидения, передаваемым по наследству. Формально жрецам-пророкам полагалось руководить только религиозной жизнью своего народа: фактически же у многих народов (нанди, кипсигис, масаи, сук, туркан в Восточной Африке и др.) они были неофициальными, но общепризнанными политическими правителями. В Буганде, Бенине и других странах с централизованной государственной властью они оказывали большое влияние на правящие династии.
Стать жрецом-прорицателем было непросто, если претендент не обладал наследственными способностями к магии. Надо было пройти тщательный отбор и серьёзное двух — или трёхлетнее обучение. Очень заметными фигурами были верховные жрецы и жрецы храмов (святилищ) наиболее почитаемых божеств и духов. Они почитались особо и получали многочисленные подношения и щедрые дары от населения.
Другой слой образовывали служители культа, непосредственно не связанные с властью, и те, кто по разным причинам иногда скрывал свою причастность к магии, — колдуны, ведуны, гадатели, целители.
Для общества колдуны и ведуны были и до сих пор остаются своего рода проводниками недобрых сил. Повсеместно принято считать, что колдун, являясь опасным для окружающих и даже для родных и близких, действует бессознательно, в силу особенностей своей психики и как бы под влиянием сверхъестественных сил. Ведун в отличие от него действует направленно: чтобы добиться цели, он прибегает к магии, пользуется вредоносными зельями и ягодами. В соответствии с этим и складывалось отношение к колдунам и ведунам. Первых старались избегать, а преследовали и наказывали только тогда, когда они становились активными. Ведунов же обычно не щадили, подвергали жесточайшим наказаниям: сжигали заживо, сажали на кол, забивали камнями. Правда, в тех случаях, когда угроза исходила от чужих ведунов (из другой деревни, района и т. д.), обращались за помощью к своим. Так традиционное общество пыталось оградить себя от вмешательства тёмных сил.
У народа луо колдунов называли лу-джоки (единственное число — ла-джок) и делили на три категории: пал — «тот, кто танцует ночью»; обиба или аквата — «близкий друг корыта»; йир — «дурной глаз». Чаще всего в колдовстве подозревали мужчин, причём считалось, что они наследуют колдовские качества по отцовской линии, так же как физические признаки или черты характера. Луо рассказывают, что отец-колдун иногда намеренно «вдувал колдовскую силу» своему сыну. Однако в некоторых африканских странах, особенно в прошлом, колдовством и ведовством занимались и женщины.
В мировосприятии многих африканцев любые непредсказуемые явления — внезапная смерть человека от несчастного случая, стихийные бедствия, гибель урожая — получали своё глубинное объяснение.
Известный английский африканист Эванс-Причард в одной из своих работ (1937 г.) приводил такой пример: «В стране азанде (народ, живущий на северо-востоке современного Заира, а также в пограничных районах Судана и Центральноафриканской Республики) время от времени обрушиваются старые амбары. В этом нет ничего необычного. Каждый азанде знает, что с течением времени термиты стачивают опоры и что даже самая твёрдая древесина со временем сгнивает. В жару азанде нередко укрываются в этих строениях… и может случиться, что крыша амбара обрушится как раз в тот момент, когда под ней находятся люди… Азанде понимает, что обвал произошёл из-за термитов, а люди находились в помещении, спасаясь от жары. Но он… также знает, почему эти два события совпали во времени и в пространстве: благодаря ведовству».
Таким образом, в традиционном обществе азанде не было места случайностям, каждый несчастный случай, бедствие были как бы запрограммированы, вызваны определёнными причинами. И это не обязательно было проявление злонамеренности ведунов — возможно, сама жертва нарушила какое-либо табу, волю предков и т. д. Пострадавшие обращались за помощью к прорицателям, пользовавшимся у азанде и многих других народов большим авторитетом. Прорицатель сообщал азанде имена его врагов, показывал места, где можно переждать опасность, рассказывал о скрытых, тайных силах. Вера в прорицателей, а также боязнь нарушить многочисленные запреты и предписания, тем более оказаться заподозренными в причастности к колдовству и ведовству были велики. Ведь в некоторых местах человек вынужден покидать свою родную деревню или город только потому, что окружающие начинают подозревать его в колдовстве или ведовстве.
Есть деревни и целые районы, где до сих пор воюют против колдовства и ведовства — как в одиночку, тж и всем миром: носят амулеты, освящённое магическое оружие, прибегают к заклинаниям, соблюдают запреты, предписанные гадателями и прорицателями, окропляют жертвенной кровью возможные места появления колдунов и ведунов. Победить их трудно, ведь, согласно поверьям, они могут стать невидимыми и даже летать. Поэтому для борьбы с колдунами и ведунами часто привлекают таких же профессионалов, как и они, в частности гадателей, проводящих ритуальные «допросы трупа» — жертвы колдовства.
На площадь сходятся все жители деревни. Родственники умершего — как все считают, кем-то погубленного — выносят на носилках его останки или символически заменяющий их пучок волос, личные вещи покойного и т. п. Взывая к трупу, гадатель заклинает душу умершего указать убийцу: «Этот, этот или этот?». Какое-то время носилки с телом в руках мужчин остаются неподвижными и вдруг наклоняются вперёд: виновный найден. Отпираться бесполезно, иначе его ждут жесточайшие испытания: ядовитый настой или ядовитый сок, залитый в глаза, а может быть, кипящее масло, в которое заставят опустить руку. Затем возможны мучительная смерть или изгнание из общины.
Но чаще всего уличённый просто просил прощения у умершего и выплачивал его семье денежную компенсацию. Умершему приносили коллективную жертву — бычка, и все мирились.
Гадание. Как в прошлом, так и в настоящем гадатели и прорицатели являются весьма заметными фигурами в религиозной и повседневной жизни Африки. К ним обращаются, чтобы узнать волю богов, причины личных несчастий и беспокойств, растолковать сон, получить совет и, возможно, помощь. Спрашивают гадателя обо всём «Почему засохло моё поле и можно ли вызвать дождь? Кто убил мою корову? Почему у меня нет детей?. Полюбит ли меня девушка, которая мне нравится? Ждёт ли меня успех в бизнесе? Сдам ли я следующий экзамен?.
Гаданием «для себя» занимаются во всём мире. Но настоящее гадание в глазах африканцев — это и дар (прежде всего способность к ясновидению), ниспосланный избран к этому богами (духами), и большое искусство. Не случайно профессиональные гадатели пользовались и пользуются широкой известностью и почтением.
Порой способности человека к гаданию обнаруживались неожиданно, когда он вдруг впадал в транс и совершал невероятные поступки. Иногда искусство гадания и прорицания передавалось по наследству по мужской линии как семейная тайна. У некоторых народов кандидата в профессиональные гадатели ожидали тяжелейшие испытания. Рассказывают, что пигмеи связывали его лицом к лицу с трупом и оставляли на три дня в яме. В Западной Африке практиковалось испытание огнём или голодом. Так проверялась моральная и физическая стойкость будущих прорицателей.
Описание приёмов и способов гадания в Африке составило бы целую книгу. В своей практике гадатели опирались и опираются на наблюдения за живой и неживой природой и, главное, используют огромный, накопленный столетиями опыт и знания своих предшественников.
Для африканского гадателя, живущего вне города — а таких большинство. — всё окружающее наполнено потаённым смыслом: перемены погоды, повышение и понижение уровня воды в реках и озёрах, рост травы и деревьев в лесу и саванне, крики птиц и направление их полёта, повадки зверей, змей, насекомых, их следы.
О будущем гадатель может узнать по внутренностям жертвенных животных и птиц, по передвижениям паука, краба, домашних мышей или лисицы, по тому, как меняется расположение ритуальных предметов, расставленных на их пути. В разных африканских странах предсказывают будущее, бросая кварцевые камешки, раковины каури, бусы, клешни крабов, пучки шнурков и ремешков, полоски кожи или кости на шкуры антилопы овцы, барана, собаки. Расположение этих предметов подсказывает гадателю ответ.
Распространено чтение по воде. Гадатель, принося в жертву петуха бросает его в священную реку (ручей) и наблюдает, как и куда его несёт течение. Он также может предречь будущее, сказать, каков будет урожай, наблюдая за поведением рыб, которым бросили корм.
Популярны и другие способы гадания, в частности прослушивание звуков, которые возникают, когда в сосуде трясут зёрна или мелкие камешки.
Африканские гадатели, особенно те, кто живёт в отдалённых, трудно доступных районах, одновременно занимаются и целительством. Действуют они примерно так же, как и профессионалы в этой области магии.
Целительство в Африке, с одной стороны, основывается на опыте народной медицины. Африканская народная медицина успешно справляется с многочисленными местными болезнями и бытовыми недугами: укусами ядовитых змей и насекомых, отравлениями, несложными травмами, ранами и расстройствами психики. Однако она бессильна против страшных инфекционных болезнней, привнесённых на континент, против массовых эпидемий.
С другой стороны, целитель — традиционная фигура африканских обществ, в которых болезни, ранения и несчастные случаи считались прежде всего результатом действия злых сверхъестественных сил. Поэтому обязательными составляющими лечения их были магические заклинания и заговоры, призванные вырвать пациента из рук злых или рассерженных духов, строящих козни колдунов и ведунов. Освящённые снадобья должны были поставить пациента на ноги. Безрезультатное лечение и даже смерть пациента не обескураживали целителя, который всегда мог сослаться на вмешательство более могущественных темных сил. В случае же успеха целигеля ожидало заранее согласованное награждение.