Статуи богов и священнодействия

Храмы строились так, чтобы наглядно продемонстрировать могущество божества и как можно лучше защитить сокровищницу и служителей.

В главном внутреннем зале xpама помещались изображения божеств. Таким изображениям в религиозных обрядах отводилась главная роль. Как правило, храмовые статуи богов вырезались из ценных пород дерева и покрывались пластинками из золота ж слоновой кости; глаза были сделаны из драгоценных камней. Статую облачали в пышные одежды, венчали короной, украшали драгоценными ожерельями, подвесками и браслетами. 3а редким исключением, изображения шумерских и вавилонских богов имели человеческий облик и обычные человеческие пропорции.

После того как мастера в особой мастерской изготавливали или обновляли статую, она проходила тайные ритуалы освящения — наделялась «жизнью», глаза и уши ее «отверзались», а уста омывались. Статуя становилась сосудом божественного присутствия. К сожалению, до наших дней не дошло ни одной храмовой статуи божества — они, помимо прочего, обладали огромной материальной ценностью, и шансов уцелеть в бурных событиях конца месопотамской истории у них было ничтожно мало.

Возле статуи божества совершались жертвоприношения, ей отводилась основная роль в церемониях целью которых было показать связь божества-покровителя с городом. С III тысячелетия до н. э. вокруг статьи божества, считавшейся воплощением бога, кипела жизнь, напоминавшая жизнь правителя во дворце. Её обслуживали по придворному образа жрецы. Самый отборный скот, лучшие продукты посылались в храм «кормления» божества — важнейшего ежедневного ритуала.

«Трапезы» богов происходили утром и вечером. Перед статуей божества ставили стол, затем подавали в чаше воду для омовения рук. На столе размещали сосуды с напитками, миски с похлёбкой и блюдо с мясом, под конец трапезы подавали фрукты и снова предлагали воду для омовения рук. Божество «поглощало» пищу и напитки, лишь взирая на них; трапеза совершалась за плотным занавесом, скрывавшим таинство от непосвящённых. Яства, побывавшие на столе у божества, отсылались царю. Остальное распределялось среди жрецов, певчих и персонала храма, причём каждый получал традиционно установленную долю в зависимости от того, какое положение он занимал в храмовой иерархии. Считалось, что, принимая жертвенную пищу и напитки, божество превращало эти материальные продукты в источник особой силы и могущества.

Вас может заинтересовать:  Гимны и молитвы. Общие понятия вавилонско-ассирийской религии

Доступ в зал, где стояла статуя божества, был открыт, по-видимому, только узкому кругу жрецов. Даже цари обычно не имели права входить к божеству. Простые горожане видели божество редко, как и своего царя, — только во время праздничных церемоний, когда храмовую статую торжественно проносили по улицам города. Считалось, что божество при этом освящает и благословляет город и округу.

Иногда боги принимали посетителей — богов других храмов и городов — или же сами отправлялись в гости. Из частного ассирийского письма стало известно, что Набу (бог — покровитель письма и писцов) любил выезжать на охоту — точь-в-точь как ассирийские цари, заядлые охотники!

О частном культе, ритуалах, совершавшихся в домах рядовых горожан и селян, мы знаем немного. По-видимому, эти «обыденные» церемонии, разыгрывавшиеся перед терракотовыми статуэтками божеств, совпадали в общих чертах с храмовыми действами. Главную роль в них, должно быть, играл глава семьи, но для совершения важных обрядов (при закладке дома, во время похорон и т. п.) приглашались жрецы и заклинатели, гадатели и плакальщики.