Восторженная увлечённость эпохой рацарей «без страха и упрёка», отстаивающих правду и защищающих слабых, сегодня привлекает всё более пристальное внимание к туманному периоду истории древней Британии — к тому времени, когда в ней жили кельты. Среди них были особые люди — маги, мудрецы, провидцы, лекари. Их называли друидами. Дошедшие до нас источники рассказывают, что их власть над людьми была такова, что никто — даже короли — не решался перечить им. Бывали случаи, когда враждующие армии, стоящие друг против друга и готовые вступить в битву, слагали оружие по воле друидов. Так было в древности…
Современные потомки древних кельтов населяют лишь небольшую территорию на Британских островах (в Ирландии и Уэльсе) и полуостров Бретань, находящийся на северо-западе Франции. Ирландцы, шотландцы, валлийцы (жители Уэльса) и бретонцы говорят в основном по-английски и по-французски и почти забыли родной язык и верования своих далёких предков. Однако некогда кельтские племена населяли значительную часть Центральной и Западной Европы. В V в. до н. э. они жили на территории современных Восточной Франции, Центральной Германии и отчасти — Швейцарии; в III в. до н. э. расселились в Испании, Северной Италии, на севере Балканского полуострова и обосновались на Британских островах. Из античных свидетельств известно, что в 390 г. до н. э. кельтские племена взяли Рим, а в 289 г. до н. э. разрушили священный город Дельфы в Греции и даже продвинулись в переднюю Азию.
На первый взгляд довольно странно, что при таком широком распространении кельты никогда не стремились создать мощное военное государство с укреплёнными границами и развитой системой колоний, подобное Римской империи. Более того, их военные походы трудно назвать завоеваниями, поскольку, приходя на новые территории, кельты не стремились подчинить себе местное население, а, наоборот, частично сливались с ним. И, что главное, кельты никогда не имели никакого подобия государственного и политического центра.
Кельтское могущество подтверждалось не крепостными валами, дворцами и храмами с высокими стенами и не укреплёнными бастионами. Эта цивилизация была ориентирована не столько на материальное, сколько на духовное и опиралась прежде всего на развитую, самобытную культуру, объединявшую многочисленные племена, разбросанные на весьма обширных территориях. Археологи находят сходные изображения древних кельтских богов, одинаковые атрибуты культа (жезлы, котлы, фигурки животных), детали вооружения, украшенные одним и тем же традиционным орнаментом-«плетёнкой», на территории Франции, Дании, Ирландии, на Пиренеях и Балканах — всюду, где когда-либо жили кельты. Эти многочисленные находки говорят о том, что у кельтских племён был общий религиозный культ, опирающийся на единую мифологическую систему, космогонию (представления о происхождении мира) и сложный пантеон богов. Однако обо всём этом, как ни странно, точно не известно ничего, почти ничего… Неизвестно, например, как именно представляли себе кельты происхождение и устройство мира, нельзя сказать, как и откуда, по их верованиям, появились люди и куда исчезают их души после смерти. Не дошли до наших дней и имена многих богов, которым они поклонялись. Историки не знают, чему покровительствовали эти боги: природным стихиям или ремёслам, земледелию, войне или иным занятиям людей.
Всё, что сейчас называется верованиями древних кельтов, есть не что иное, как позднейшие реконструкции, тщательно проведённые на основе сопоставления археологических данных, античных источников и средневековых свидетельств, содержащихся в ирландских и валлийских эпических сказаниях. Материал этот очень обилен, разнообразен и отчасти действительно позволяет воссоздать многие элементы кельтской мифологии. Однако главное — то, что лежит в основе любой развитой религиозной системы: представления о происхождении, устройстве и конце мира, учение о человеке, — по-прежнему остаётся тайной.
Произошло это, вероятно, потому, что в кельтском обществе система мифологических и космогонических представлений была достоянием профессиональных жрецов, называвшихся друидами (людьми дубовых деревьев, наиболее почитаемых у кельтов). Жрецы хранили в тайне эти знания и передавали их изустно лишь посвященным.
О друидах стало известно в первую очередь благодаря римлянам. Конечно, их оценки во многом предвзяты и поверхностны — ведь римляне воспринимали кельтов как военных противников. И несмотря на это, свидетельства римлян представляют большую ценность, так как рассказывают многое о жизни, культуре и религии кельтов. Среди дошедших до нашего времени источников самым интересным и полным считается шестая книга «Записок о Галльской войне» полководца Юлия Цезаря. Там содержится такое описание: «Друиды принимают деятельное участие в делах богопочитания, наблюдают за правильностью общественных жертвоприношений, истолковывают все вопросы, относящиеся к религии; к ним же поступает много молодёжи для обучения наукам, и вообще они пользуются у галлов (так римляне называли кельтов) большим почётом. Именно они выносят приговоры почти по всем спорным делам, общественным и частным… и если кто — будет ли это частное лицо или же целый народ — не подчинится их воле, то они отлучают виновного от жертвоприношений. Это у них самое тяжёлое наказание. Кто таким образом отлучён, тот считается безбожником и преступником, все его сторонятся, избегают встреч и разговоров с ним, чтобы не нажить беды, точно от заразного; как бы он того ни домогался, для него не производится суд; нет у него и права на какую бы то ни было должность. Во главе всех друидов стоит один, который пользуется среди них величайшим авторитетом. По его смерти ему наследует самый достойный, а если таковых несколько, то друиды решают дело голосованием, а иногда спор о первенстве разрешается даже оружием. В определённое время года друиды собираются на заседания в освящённое место в стране карнутов, которая считается центром всей Галлии. Сюда отовсюду сходятся все тяжущиеся и подчиняются их повелениям и приговорам. Их наука, как думают, возникла в Британии и оттуда перенесена в Галлию; и до сих пор, чтобы основательнее с нею познакомиться, они отправляются туда для её изучения.
Друиды обыкновенно не принимают участия в войне и не платят податей… Многие приходят в их школы либо по собственному желанию, либо по воле друзей и родственников. Говорят, они учат наизусть такое множество стихов, что некоторые остаются в школе друидов по двадцать лет. Они считают грехом записывать всё, чему здесь учат… Больше всего стараются друиды укрепить убеждение в бессмертии души: душа по их учению переходит по смерти одного тела в другое; они думают, что эта вера устраняет страх смерти и тем возбуждает храбрость. Кроме того, они сообщают своим молодым ученикам о светилах и их движении, о протяжённости Вселенной и нашей Земли, о силе и величии бессмертных богов».
Все особенности жизни друидов, отмеченные Цезарем и отчасти подтвержденные свидетельствами других античных авторов, имеют параллели и в текстах поздних кельтских эпических преданий, в первую очередь — в ирландских сагах. Один из главных персонажей ирландского героического эпоса — друид Катбад — славился как вездесущий мудрец и пользовался непререкаемым авторитетом. Сам он практически не участвовал в битвах, но был способен повлиять на их исход, потому что владел заклинаниями, которые лишали врага силы; он мог наложить заклятие и на самого короля, если тот отказывал ему в чём-либо, он предсказывал будущее, давал имя герою, выбирал день для начала военного похода или другого предприятия; у него проходили обучение юноши из аристократических семей.
Друиды пользовались необычайно высоким авторитетом в галльском обществе, что находит подтверждение в ирландской саге «Похищение быка из Куальнге», где прямо говорит-ся: «Geis don rig labrad rena druidib» («Запрещено королю говорить прежде его друида»).
Друиды были столь уважаемы и обладали такой властью, по-видимому, потому, что в глазах общества они являлись единственными носителями высшего тайного знания, хранили историческую традицию, умели вершить суд, владели тайнами природы, иными словами — друиды были одновременно и историками, и юристами, и воспитателями, и поэтами, и учёными, и жрецами, т. е. выполняли все те функции, без которых не может существовать общество.
Друиды также хорошо знали медицину. Видимо, они даже делали операции, так как в Англии и Ирландии археологи обнаружили хирургические инструменты, относящиеся к тому времени, когда на этих территориях жили кельты. Друиды владели особой техникой воздействия на психику человека, имеющую общие черты с шаманской (см. подробнее в статье «Шаманство»), умели распознавать и использовать травы и лекарственные растения. Конечно, не обходилось без магии, воплощавшейся в особом сложном ритуале, превращавшем сбор лекарственных растений в некое магическое действо, к которому допускались лишь посвященные.
Магический дух пронизывал и церемонию вынесения приговора у друидов-судей, не имеющую ничего общего с римским правом: их юридическая доктрина была основана на исполнении воли богов, также открытой лишь посвященным.