Германские и скандинавские святилища претерпели ту же эволюцию, что и сакральные места других народов в других регионах. В Исландии X в. ландветтирам (духам земли, покровителям той или иной местности) посвящали поля и горы. В Landnamabok (5.6), истории заселения Исландии, описываются поклонения около водопадов, в пещерах и на священных холмах, в которые переселяются души умерших. Гора Хельги почиталась столь высоко, что никому не дозволялось даже смотреть на нее, не совершив перед этим омовения. На священных землях запрещалось справлять нужду и уничтожать живое (203; 348).
Священные места отмечались фигурами на холмах, столбами, грудами камней и лабиринтами. Пирамиды из камней возводили обычно там, где проходили наиболее важные церемонии, blot. (Слово blot означает кровавые жертвоприношения . Оно родственно не только современному английскому blood — кровь, но также blessing — благословение.) Каждая пирамида имела свое собственное имя (напр. Flokavarda, Landnamabok 1.2). Часто они располагались около каких-нибудь границ. Веланд-сток, пограничный знак неподалеку от Уайтлифа, Букингемшир, упомянутый в хартии 903 г., представлял собой столб , или фаллический символ, посвященный богу-кузнецу Вейланду. Самый известный из таких столбов — Ирминсул, стоявший у Эресбурга (ныне Обер-Марсберг, Вестфалия, Германия). В Translatio S. Alexandri (гл. 3) говорится, что саксы поклонялись большому деревянному столбу, установленному на открытой местности. На их языке он назывался Irminsul, что означает вселенский столб . Лабиринтами отмечали те места, где проводились весенние ритуалы, а также совершались предсказания погоды и церемонии в честь умерших (как в Розаринге, Лааса, Уппланд, Швеция, где прямая дорога мертвых и каменный лабиринт примыкали к кладбищу).
Англосаксонский Wih — это статуя божества, стоявшая на открытом месте. Другим характерным примером подобного рода святилищ, в которых поклонения совершались под открытым небом, является скандинавский Ve: огороженное место прямоугольной, овальной или треугольной формы, окруженное камнями или освященным забором из жердей (и веревок), сделанных из орешника и называвшихся Vebond. Их могли устанавливать и временно, например, когда племя собиралось для того, чтобы засвидетельствовать возвращение долга или принесение клятвы. Ритуальные поединки тоже происходили внутри вебонда, и боксерский ринг (хоть и квадратный по форме) можно считать наследником древней традиции. Более изысканные святилища — англосаксонский Traef и скандинавский Horgr (буквально каменные отложения ) — походили на палатку, шатер или небольшой павильон с алтарем или идолом божества внутри. Hof, являлся настоящим священным сооружением, в котором отмечали начало каждого времени года. Hof делился на две части: skali, собственно зал, и afhus, святилище, в котором хранились священные предметы и образы.
Хотя религиозные церемонии большей частью проходили в Hof, строились и полностью закрытые деревянные храмы (англосаксонский Ealh). Главные храмы в честь божеств скандинавского пантеона стояли в Йеллинге (Дания), Сигтуне и Упсале (Швеция), Тронденесе, Леде, Скирингссале и Мэри (Норвегия), а также Дублине (Ирландия). Храм в Упсале был квадратным по форме и походил на храм в честь прусского бога Свантовита в Арконе, на священном острове Рюген в Балтийском море. В Исландии поклонения храму совершал каждый крестьянин общины, хотя именно жрец-хранитель обязан был содержать храм, причем за свой счет. В Erbyggja Saga говорится о храме, построенном Торольфом Мострарскеггом в Торснессе на Снэфелнессе. Торольф привез с собой из Норвегии высокие столбы, из которых там был построен храм, и бросил их за борт с тем, чтобы воздвигнуть новый храм на том месте, где их прибьет к берегу. Похоже, что это была обычная практика: когда Торхадд Старший, жрец храма в Трандхейме, Мэри, отправился в Исландию, он взял с собой не только столбы, но и землю из-под храма (Landnamabok 4.6). После собственно земли наиболее почитаемыми элементами святилищ являлись деревья, столбы, опоры, а также священная роща, Ve и храм. Жители севера также совершали паломничество к местам предков: так, исландец Лопт каждые три года плавал в Норвегию, чтобы поклониться храму своего деда (Landnamabok 5.8).
Вход в храм Торольфа находился с боковой стороны. Внутри располагались столбы с высокой опорой, утыканные божественными гвоздями . Они отмечали границы святилища. В храме стоял алтарь с жертвенником, который окружали образы богов. На алтаре лежало священное кольцо: во время церемоний его надевал хранитель храма. Именем кольца приносили клятвы. Там же была и жертвенная чаша с приспособлением, разбрызгивавшим кровь. Храм в Упсале Адам Бременский описал около 1200 г., примерно через столетие после того, как он был разрушен: В этом храме, полностью отделанном золотом, люди поклоняются образам трех божеств… У всех богов есть свои жрецы для подношения жертв . Знаменитый храм Черного Тора в Дублине, который называли золотым замком , разграбил в 994 г. ирландский король Мэл Сихлайнн, забравший из него все сокровища, в том числе и золотое кольцо.
С распространением христианства языческие святилища перестраивались — на их месте возводили церкви. Яркий пример — Ve в Йеллинге, Дания. То же произошло и в Гамла Упсале в Швеции, где, правда, огромный деревянный храм просуществовал до 1100 г. Предполагается, что поначалу здесь была священная роща, позднее на ее месте появился Horgr, а уж затем храм. Храм разрушили, и построили христианский собор. Однако, во времена англосаксов и викингов на месте прежних святилищ вновь начали проходить языческие погребения. Пример — Пилский собор на острове Мэн, где после христианских погребений опять стали хоронить по языческим, скандинавским обычаям. В 1852 г. во дворе собора Св. Павла в Лондоне нашли погребальный камень эпохи викингов с руническими письменами, вырезанными, по-видимому, рукой шведского мастера (349; 135-136).