Тацит утверждает (Germania 26), что у германцев было только три времени года: весна, лето и зима. В Книге Законов Исландии, появившейся через тысячу лет, сказано только о двух — зиме и лете. На самом же деле древние германцы скорее всего делили год на шесть частей, по шестьдесят дней в каждом, или, если угодно, на шесть сдвоенных месяцев. В эпоху викингов (после VIII в.) лето состояло из двух месяцев (в римском стиле), называвшихся Litha, а календарь Готской церкви VI в. называет римский месяц ноябрь первыми святками , из чего можно заключить, что были и вторые святки — декабрь. Англосаксонский монах Беда Достопочтенный в 730 г. также отмечал, что Litha — это июнь и июль, а Giuli — декабрь и январь. Таким образом, нам известны названия только двух из шести частей германского календаря. Шестеричный год германцев, с тремя главными праздниками, лежит в основе как юридического, так и учебного университетского года.
Год у германцев, как и у кельтов, начинался с наступлением зимы, с праздника, эквивалентного Самайну. В Германии и Франции этот праздник в конце концов слился с христианским Мартыновым днем (11 ноября), а в Англии — с Днем всех святых (1 ноября). Он знаменовал собой и начало финансового года: именно в этот день следовало платить церковные подати, равно как и выплачивать первую треть заработка служанкам и вносить первый взнос за аренду. В период от одного Мартынова дня до следующего происходили все назначения и подводились счета. В Скандинавии, куда зима приходит раньше, праздник назывался Зимние ночи ; его справляли в четверг между 9 и 15 октября.
Вторая часть года начиналась в середине марта (позднее ее стали приравнивать к Пасхе, середине Великого Поста или дню Св. Гертруды, 17 марта). Традиционные языческие элементы вошли и в христианские празднования Пасхи, например обычай красить яйца (заимствованный у язычников балтийского побережья) и готовить пасхального кролика или зайца (напоминающий о священных зайцах британских племен). В марте, или в Пасху, надлежало выплачивать вторую часть податей, осматривать и отбирать домашний скот. Март месяц знаменовал также начало второго этапа сельскохозяйственного года. В Голландии маем называли целых четыре месяца, от 15 марта до 15 июля (332; 45). В Скандинавии, где римско-христианское влияние начало проявляться только к 1000 г., год начинался в октябре, а второй праздник, проходивший через четыре месяца, назван в Саге о Св. Олафе днем главных жертвоприношений в Упсале в месяце Гой (февраль) . В течение недели были открыты ярмарки и базары, однако с приходом христианства ярмарочная торговля была перенесена на 2 февраля (День свечей) и продолжалась всего три дня.
Последний отрезок года начинался в середине июля (впоследствии он совпал с праздником урожая 1 августа). В Германии, Франции и Англии он по-прежнему остается важной юридической и сельскохозяйственной датой. До 1 августа не стригли овец, а в предшествовавшие ему недели отбирали слабых животных и откармливали их для продажи. В праздник урожая обычно заканчивался и летний выпас овец: словосочетанием земля дня урожая называли пастбище, взятое в аренду именно до 1 августа. В Скандинавии третья часть года начиналась на месяц раньше. Летом совершали жертвоприношения, дабы год подарил мир и изобилие ( Сага об Олафе Триггвасоне , гл. 74). Это происходило также в четверг, между 9 и 15 июня. В Исландии праздник стал днем ежегодной Генеральной Ассамблеи — Алтинга.
О германском делении года на две половины известно гораздо больше, поскольку скандинавский вариант сохранился вплоть до XII в. и нашел отражение в исландской Книге Законов. День лета, знаменовавший начало летней половины года, праздновали в четверг между 9 и 15 апреля, а наступление зимней половины года — между 9 и 15 октября. Позднее этот праздник ассимилировался с христианским Днем Троицы или Днями молебствий, а во Франции и Англии сохранил некоторые характерные черты кельтского Белтана. В средневековой Европе все городские счета велись от Мартынова дня (ноябрь) до Троицы (май), а затем от Троицы до Мартынова дня. Это продолжалось вплоть до XVI в., когда им на смену пришли Пасха и Михайлов день. Троицын день праздновали по классическим языческим традициям — с играми, процессиями, скачками на лошадях и пиршествами. Игрища Троицына дня сохранялись вплоть до Развитого Средневековья в качестве рыцарских турниров, столь хорошо знакомых всем читателям легенд о короле Артуре. На севере Англии и сегодня устраивают карнавалы с оркестрами, праздничными повозками и танцами девушек-цветочниц.
В эпоху викингов год делился уже на четыре части, но свидетельства о времени проведения трех или четырех праздников крайне скудны и неопределенны. Согласно скандинавским источникам, зимний праздник проходил между 9 и 15 января, в середине зимней половины года. В Норвегии христианский король Хакон Добрый (940-963) издал указ, по которому святки надлежало отмечать в тот же день, в который отмечают его прочие христиане; до этого же праздник устраивали в ночь hoku, в середине зимы, и он длился три дня . В традиционном календаре германцев святками назывался не праздник, а часть года в два месяца. Согласно Тилле (332; 194), Ynglingasaga не упоминает о святках ранее 840 г. — главными торжествами считались Зимние ночи середины октября. В период с 840 по 1000 г. Зимние ночи и святки упоминаются примерно с одинаковой частотой, а после 1000 г. святки становится уже главным праздником, что неудивительно, поскольку примерно в это время Скандинавия официально приняла христианство. Неизвестно, имел ли место языческий праздник в день зимнего солнцестояния.
Английский монах Беда Достопочтенный утверждает (730 г.), что у древних англов год начинался 24-25 декабря. Однако, он называет этот праздник не святками (поскольку святки для него — это два месяца: декабрь и январь), а Днем матерей . В VIII в. церковный год начинался с Рождества, но по римскому календарю, от которого произошел и церковный, год отсчитывался с январских календ. Все прочие источники свидетельствуют о том, что год в Северной Европе начинался с Зимних ночей или Самайна. Говорит ли Беда о неизвестном нам английском обряде, посвященном трем матерям-богиням? Возможно. Но, как полагает Тилле, он в равной степени мог говорить и о языческой адаптации христианского Рождества. В VIII в. был издан по крайней мере один церковный указ (Труллским собором в 706 г.), запрещавший некоторые особо грубые церемонии, устраивавшиеся верующими фанатиками в честь счастливого разрешения Богоматери от бремени. В честь последа Божьей Матери пекли круглые плоские лепешки, placentae, известные еще со времен римских семейных праздников. Ее днем был Сочельник. Еще в XIX в. в сельских районах Шотландии жители устраивали символическое представление, изображавшее рождение Христа. Кто-то из членов семьи вставал ранним рождественским утром и пек пироги, которые остальные члены семьи съедали лежа в постели. Таким образом, свидетельство Беды Достопочтенного о том, что год у германцев начинался в день зимнего солнцестояния, остается единственным и противоречит всем остальным источникам.
Обряды, совершавшиеся в середине зимы и соединившиеся с христианским Рождеством, были, как мы видели, северной адаптацией римских Сатурналий. Но день летнего солнцестояния, отмечавшийся в установленное время — 25 июня, уже на раннем этапе истории германцев стал популярным народным праздником. В средневековых текстах немецкое слово Sonnenwende всегда указывает на летнее, а не на зимнее, солнцестояние. В конце I в. н.э. германские части римской армии, стоявшей в Честерхольме, составили перечень припасов, приготовленных для праздника, который дошел до нас. В начале VII в. епископ Нойонский Элигий (Фландрия) осудил устраивавшиеся его паствой в день 24 июня песнопения и состязания по прыжкам (118; 7). В средневековой Германии в этот же день, получивший в христианской традиции название Дня Иоанна Предтечи, происходили веселья и пиршества. Особенно радовались ему мальчишки-подмастерья. В некоторых скандинавских поселениях традиционные подношения совершались не 9-15 июня, а в день летнего солнцестояния. На острове Мэн сохранился установленный еще викингами обычай каждый год 25 июня проводить заседания парламента на искусственном холме Тинвальд (равнина собраний). Влияние же христианства проявилось в том, что теперь каждый делегат носит в этот день веточку Св. Иоанна. В Скандинавии в честь середины лета и сегодня разжигают костры. Кроме того, в Северной Европе сохранился обычай спускать в этот день с холмов объятые пламенем колеса.