Боги балтов

Во что же верили литовцы в древние времена? Из немецкой хроники 14 в., составленной Петром Дюсбургом, мы узнаем следующее. Прежде всего, у них был пантеон, который включал множество богов и богинь. По-литовски бог — Dievas; по-латышски — Dievs. Часто этими именами балты называли своего верховного бога , вершителя судеб богов и людей. В них заметна связь с римским Deus, древнеиндийским deva. Видимо, в древности индоевропейские народы понятие бог обозначали одним и тем же словом. Схожими были и сами боги, о чем свидетельствует балтский пантеон.

Прежде всего богами считались главные светила: Солнце (Saule) и Месяц (Menuo), а также звезды; кроме того почитались Земля и Огонь. Почитание огня играло такую большую роль в верованиях большинства балтов — аукштайтов, жямайтов, прусов, что современники называли их огнепоклонниками. Сохранилось обращение константинопольского патриарха Нила к литовскому князю Ольгерду, которое датируется 1380 годом и начинается такими словами: Королю Литвинов, огонь почитающих . Особое место в пантеоне занимал бог Пяркунас (у латышей — Перкунс, Перкон). Это был бог неба, грома и молнии, такой же, как славянский Перун или древнеиндийский Праджупати. Имя Пяркунас (Perkunas) переводится как гром . Ему приносили бескровные жертвы — обычно плоды труда, но иногда и людей, главным образом, пленников. В честь бога Пяркунаса устанавливали каменных идолов. Рядом горел божественный огонь. Место, где стоял такой идол, почиталось священным. Обычно это была священная роща. Нередко идол стоял у священного дуба. Литовцы с глубоким почтением относились к деревьям, особенно большим и старым дубам, целым лесам, а также к камням, излучинам рек или местам их слияния. Именно там они устанавливали жертвенники Пяркунасу. Один из популярных мифов Эгле — королева ужей рассказывает о происхождении различных деревьев. Этот миф свидетельствует также об особенном отношении балтов к ужам, которых они считали священными. В старину убить ужа считалось великим грехом.

Вас может заинтересовать:  Фригг и святая Люция Один и Фригг

В Литве был главный жертвенник Пяркунасу. Он находился в местечке Рамова в Пруссии. Его название считали производным от города Рима (Ромы), откуда, по преданию, берут свое начало предки литовского народа. Там стоял огромный многовековой дуб, а под тем дубом установлено каменное изваяние бога Пяркунаса. Рядом стояли другие изваяния — Антримпа в виде змея с человеческой головой и Поклюса — покровителя морей, вод и преисподней. В этом святилище служил главный жрец. Его звали Криве. Он пользовался огромным авторитетом и властью. К его мнению прислушивались князья. Со временем Криве под давлением крестоносцев был вынужден несколько раз менять место главного жертвенника Пяркунаса, пока не перенес его в местечко Кернов, где позже князь Гедимин основал город Вильню. После основания Вильни — столицы Гедимина — в городе было сооружено огромное капище (то есть храм) Пяркунаса. Вот как выглядело капище по описанием средневековых летописцев, которые называют его именем Перкуна. В 1265 г. в Вильне, среди дубовой рощи, в долине, называемой Свинтогора, ибо здесь был сожжен прах князя Свинтогора сыном его Гермундом, — основано было капище Перкуна. Капище имело в длину около 150 аршин, в ширину — 100, высота стен достигала 15 аршин. Оно было без крыши, с одним входом с западной стороны. Перед дубом стоял истукан Перкуна. В этом храме была устроена галерея в 16 аршин над стеною. В ней был сооружен главный алтарь, или жертвенник, шириною в шесть аршин, высотою 3 аршина. К этому алтарю вели 12 ступеней…На этом-то алтаре во внутреннем углублении стены пылал вечный, неугасимый огонь. Углубление было так искусно устроено, что огонь не мог быть потушен ни огнем, ни ветром. На ступенях обозначено было течение луны. Напротив входа, с западной стороны, была особая часовня с разными сосудами и священными предметами. Под нею устроен был погреб, в котором хранились змеи и разные гадины. Вблизи храма находилось жилище верховного жреца .

Вас может заинтересовать:  Культ огня в древних верованиях Карелии

Литовский пантеон включал и других богов. Так, Жямепатис покровительствовал весне и растительности, его напарница — богиня Жямина, богиня плодородия. Бангпутис насылал ветры. Аушрине была богиней утренней зари. Габия покровительствовала семейному очагу. Юрате — морская богиня. О трагической любви Юрате и смертного юноши Каститиса рассказывает популярный литовский миф. Богиня Лайме символизировала счастье. Аудра — богиня бури. Вестником богов был Альгис. А вот символом зла считался Вяльнис, то есть чёрт. Он — покровитель подземного царства, на земле часто появляется оборотнем, пугает людей и творит им всякие гадости; он может жить в болотах. Вяльнис — главный противник Пяркунаса.

Особая роль принадлежала богиням человеческой судьбы. Их было семь. Этим богиням посвящали холмы из камней, которые насыпали по берегам рек. Первая богиня была Пряхой. Она пряла нить человеческой жизни. Вторая богиня сплетала нити. Третья ткала из них холст. А четвертая мешала первым трем работать, она смешила их, рассказывала всякие небылицы. Ткань символизировала судьбу человека. Так, что эта богиня всячески хотела повредить людям. А вот пятая богиня наоборот, старалась помочь подругам в их ткачестве, чтобы жизнь людей была благополучной. Она была доброй покровительницей человеческих судеб. Следующая, шестая богиня, перерезала нить жизни. Наконец, седьмая мыла сотканных холст и передавала богам, от которых зависела посмертное будущее людей. При жизни человека этот холст был символом судьбы. А после смерти из него делали рубашку, которую надевали на умершего на том свете.