Некоторые исследователи утверждают, что сеиды в горах или у озер изображали духов-хранителей определенной семьи или рода — сайво. По саамским поверьям они жили в священных горах в большом количестве, поскольку один саам мог иметь до 10 или даже 14 сайво. Духи-защитники были как антропоморфного, так и зооморфного видов. Сайво требовали за свою службу жертв из оленьих стад, а со своей стороны способствовали пастьбе оленей, рыболовству и охоте, оберегали от опасностей и порчи.
Большинство исследователей все же рассматривают сеиды как духов-хозяев определенной территории, от которых зависела удача в промыслах (Hultkrantz, 1984, р. 110—123). Разные верования могли переплетаться, развиваться или, наоборот, угасать. В этнографии существует множество примеров, когда одно и то же верование у одного и того же народа принимает то анимистический, то магический характер, а чаще всего вообще неотчетливо выражено. Отсюда и происходит устойчивость обрядовой стороны религии в ходе исторического развития и изменчивость идейного осмысления обрядов. В.Г.Богораз-Тан (1939, с. 11) писал по этому поводу: «… мы видим, что в то время, как оленный чукча совершенно не в состоянии объяснить кто те существа, которым он приносит жертвы, он очень тверд во всех мелочах жертвоприношения и во всех, связанных с ним действиях».