Назначение сеидов

Сложным представляется вопрос о том, был ли сеид сам божеством или служил лишь его заменителем или жилищем. Источники приводят подтверж-дения и тому и другому. По-видимому, старые лопари не делали различий между духовным и материальным и камень мог быть как богом, так и средством вызова бога для жертвоприношений. В преданиях и сказках Кольских саамов сеид является чаше вместилищем духа. Лопари с оз.Имандра на вопрос, что есть сеид в 20-е гг. текущего столетия отвечали: «Сеид есть дух, обитающий в некоторых большей частью приозерных скалах, покровительствующий лопарю в разных его промыслах и обладающий сверхъестественной силой» (Комарецкая, 1927 с. 39).

Сеиды ставили в местах промысловой деятельности, на путях сезонных миграций оленя и морского зверя, постоянных охотничьих и рыболовных угодьях. В этом смысле показательно размещение крупных культовых комплек-сов: Воттоваара и Кивакка находятся в местах миграции и обитания северного оленя, Кузова и Соловки — морского зверя, гренландского тюленя.