Нойды

Следует сказать, что саамы верили в существование у человека двух душ: одна из них была неотъемлемой частью живого человека и покидала тело с его последним вздохом. Вторая душа была свободной . Она могла покинуть тело и без того, чтобы человек умер. Именно так происходило с шаманом, когда он отправлялся в странствие . Однако долгое отсутствие свободной души также могло привести к смерти. .

Непременной принадлежностью обрядов саамских нойдов был магический барабан — бубен. Он имел в основе округлый, овальный, иногда расширенный к верхней части обод. С внутренней стороны в ободе были две прорези, в которые вставлялась поперечная рукоять. Обод обтягивался оленьей кожей. По-верхность кожи покрывалась, как уже упомянуто, изображениями трехчастного мира, символическими знаками, астральными рисунками, изображавшими скандинавских и саамских божеств. На более поздних экземплярах встречались и изображения Иисуса Христа. Нередко на поверхности бубна, прямо на изображении солнца цепочкой прикреплялись медные кольца. Специальным молотком из рога оленя нойда ударял в бубен таким образом, чтобы кольца пришли в движение. Удары сопровождались пением, к которому присоединялись присутствующие. По данным скандинавских исследователей, магический бубен использовался чаще всего при проведении сложных обрядов предсказания, в частности и для того, чтобы узнать, удастся ли охота или какое-либо иное начинание, а также при лечения больных. .

В записях В.Ю. Визе сохранился рассказ известного Кольского саама-оленевода Василия Бархатова о нойде Михаиле Кирилловиче, жившем в 1890-е годы в Ловозерском погосте. Нойда жил в веже с двумя женщинами, которых избирал в товарищи . В их домашнем обиходе совершенно отсутствовали изделия из железа. Желающий услышать от нойды пророчество приходил к нему с оленем. Заколов животное и сварив его мясо в медном котле, все ели оленину по-собачьи , нападком , т.е. ртом, без участия рук. Пришедший за советом также приглашался к трапезе, но при условии соблюдать эту манеру есть. Насытившись, колдун запрягал тройку оленей, упряжь которых была расшита бисером. После бешеной езды нойда начинал общение с духами. .

Вас может заинтересовать:  Языческие верования древних жителей Кольской земли

По представлениям саамов, нойды обладали способностью привлекать обратно ушедших оленей, лечить болезни, наладить счастливую супружескую жизнь, они разъясняли вещие сны и прорицали будущее. Нойды могли также нанести вред человеку — с помощью некой нематериальной силы, называемой ветряное или стрелы , наслать недуги, из которых наиболее распространена была колотья , т.е. лихорадка. .

Особой известностью в Русской Лапландии пользовались нойды — уроженцы Сонгельского погоста, которые считались способными вынимать из живых животных сердце или печень. В других погостах боялись сонгельчан и встречали их с почтением и страхом. До нас дошли имена некоторых нойдов. Кроме уже упомянутого В. Бархатова, в Пазрецком погосте в 1880-е годы успешно занималась колдовством Афи-мья Егоровна Титова, жена нотозерского уроженца Ивана Титова, которого она, по преданию, спасла из рук нечистой силы. Фотография Афимьи Егоровны иллюстрирует упоминавшийся уже труд Н.Н. Харузина Русские лопари ..