ЯЗЫЧЕСКИЕ ВЕРОВАНИЯ И ТРАДИЦИИ БАЛТОВ

До принятия христианства балтийские народы — литовцы и латыши — исповедовали язычество. Язычниками были первые князья Великого княжества Литовского. Напомним, что литовцы приняли христианство в 1387 году в результате Кревской унии между Великим княжеством Литовским и Польским королевством. По условиям унии князь Ягайла (по-польски Ягелло) брал в жены польскую королеву Ядвигу и становился королем объединенного государства. Ягайла был язычник. Ему полагалось стать христианином для заключения брака с христианской королевой. Вслед за великим князем принимает христианство и литовский народ. По преданию, крещение литовцев проходило в реке Швянтойи ( Святой ).

На протяжении пяти столетий литовцы сохраняют верность католическим традициям. В Литве очень красивые костелы, на воскресной службе в них всегда много людей. Литовцы любят и регулярно отмечают религиозные праздники — Пасху, Рождество. Рождественский вечер всегда проводят в семье, особым образом накрывают стол. Но еще долго после введения христианства бытовали на Литве языческие традиции. Некоторые из них переплелись с христианскими и живы сегодня. На протяжении столетий литовцы, как и другие народы, отмечают день летнего солнцестояния. У белорусов он называется Купалле, у латышей Лиго, а у литовцев день Йонаса (Иванов день). Этот древний языческий календарный праздник нашел своего христианского покровителя в лице Иоанна Крестителя. То же самое стало и с осенним днем поминания умерших (днем Всех Святых), исторически связанным с языческим культом предков. В Литве традиционно это событие приходится на 1 и 2 ноября, когда посещают и приводят в порядок кладбища. Эти дни также включены в католический и гражданский календари (1 и 2 ноября в Литве нерабочие дни).

Тем, кто проезжает дорогами Литвы, бросается в глаза еще одно проявление связи древнего язычества и позднейшего христианства — многочисленные деревянные скульптуры. Деревянная скульптура — старинный вид народного творчества и глубокая национальная традиция. Едва ли в других странах вы встретитесь с таким многообразием и разнообразием деревянных скульптур. Такие скульптуры устанавливали и за оградой костела, и рядом с домом, и на кладбище, и просто вдоль дороги. В них литовские народные умельцы выражали свое видение мира и свои религиозные чувства. В некоторых местах существуют целые парки деревянных скульптур. На севере Литвы есть знаменитая Крестовая гора . На ней установлено множество деревянных крестов видными людьми, которым довелось побывать в тех местах.

Вас может заинтересовать:  Амулеты

Одно из стихотворений литовского поэта 20 в. Э.Межелайтиса начинается такой строфой, описывающей народную деревянную скульптуру Девы Марии:

О какое, багряному маку подобно,

Солнце встает над этой скорбящей

Деревянной простой деревенской мадонной,

На руках мальчугана держащей.

Литовская деревянная скульптура изображает не только христианских святых и кресты, но также героев народных мифов и преданий: морскую царевну Юрате и рыбака Каститиса, Эгле, королеву ужей. У литовской деревянной скульптуры есть важная особенность. Всякое изображение представляло персонажи или события не из того мира, который люди видели своими глазами, но из иного мира, невидимого и неощутимого, мира, существующего в религии и мифологии. Поэтому каждое такое изображение является символом. Так называемый трехчастный литовский крест (высокий столб, вершину которого образуют три яруса) символизирует триединство мира (небо, землю и преисподнюю). В Литве деревянные скульптуры устанавливали не только в далеком прошлом, но продолжают эту традицию и теперь. Между городами Друскининкай и Мяркине вдоль шоссе в семидесятые годы установлены деревянные резные скульптуры, посвященные персонажам художественных произведений Чюрлёниса и самому художнику. Двадцатикилометровая Дорога Чюрлёниса , созданная к столетнему юбилею художника — образец современной деревянной скульптуры. Однако восходит деревянная скульптура к древнему языческому культу дерева. Она популярна не только потому, что в Литве много лесов и разных пород деревьев, пригодных для резьбы, но потому, что само дерево почиталось в глубокой древности как нечто священное.