Древнеславянское язычество берет свои истоки еще в праиндоевропейский период, когда сам славянский этнос только начал выделяться на фоне остальных народностей. Анимистические верования были первоосновой для развития язычества у древних славян. Они верили в то, что на свете все имеет душу, будь то человек или животное, природное явление или местность. Отсюда возникла уверенность в том, что все объекты, имеющие души, имеют свои сверхъестественные силы, способные различным образом влиять на судьбу и состояние человека. Соответственно, в зависимости от вектора данного влияния были придуманы образы духов и божеств, которые населяли те или иные местности, олицетворяли то или иное явление.
Духи трансформировались в божеств и далее в богов. Поначалу это были простые верования в образы русалок, лесовиков и домовых, а также иных существ, которые стояли на первой ступени языческой иерархии. Древние славяне верили в то, что этих существ необходимо задабривать и склонять на свою сторону, иначе они могут навредить человеку, обидевшись на него. Так, существовали русалки и схожие с ними мавки. Первые жили в водоемах и могли загубить человека, заведя своим чудесным пением в болота. Мавки же были очень похожи на русалок, но жили в полях. Они также могли обидеться на человека из-за неприятного с ними обращения и лишить его части урожая или накликать иную беду. Поэтому подобных существ следовало почитать и задабривать. Русалкам и мавкам пели песни, лесовикам приносили в жертву продукты, а домового задабривали с помощью различных блюд, особенно ритуальной кути, которую он был обязан отведать.
Позднее подобные верования трансформировались в культ предков, который сперва представлял собой исключительный тотемизм. Древние славяне верили в то, что у каждого рода был свой предок, который имел вид животного с человеческими чертами. Поэтому современные людям животные – их братья и предки. К примеру, у одного рода мог быть предок медведь, они почитали это животное и справляли праздники в его честь, переодеваясь в медвежьи шкуры и объединяясь с ним. Племя или род имело самоназвание, схожее с названием животного, и поклонялось ему. Позднее культ умерших предков перешел в иную фазу – фазу творения богов.
Предки людей почитались настолько, что считалось, будто бы их духи охраняют человеческие жизни, их семьи и жилища от нежеланного злого вмешательства. На основе образа предков появился образ божества, который носил имя Род. От него велось начало истории всего человечества, как предполагали древние славяне. Его почитали и заповедовали не забывать о его главенствовании, ведь именно Род породил все вокруг: и землю, и жизнь на ней, и последующих богов. А следующие боги стали появляться из тех верований, которые существовали на заре анимизма. Некоторые из них имели прототипами тех же духов воды или солнца. Так появились Сварог, Перун, Леля, Макошь, Марена, Ярило, Даждьбог и другие. Каждый бог имел свои функции и принадлежность, а также находился в родстве с Родом, занимая определенную ступень в общей иерархии. В то или иное время славяне выбирали главенствующим различных богов, в зависимости от сложившихся обстановки и потребностей племени или государства Киевской Руси.