Тотемизм у славян

Тотемизм у славян появился довольно рано. В письменных и устных источниках говорится о неких предках славян, которые имели обличие животных, а также некоторые черты или элементы человека. Именно от них, по поверьям, произошел славянский человек, и именно отсюда происходит тесная связь между человеком и животным определенного вида. Предки славян, так называемые боголюди, в обличии животных сообщили каждому из родов славянских о его тотеме, хранителе и защитнике из звериного рода.

Такие предки являлись сверхъестественными и сильными, они руководили магическими обрядами древних славян. Однако следует понимать, что славянские народы в период тотемизма не верили в реинкарнацию души и в то, что когда-либо в прошлом люди могли быть животными с той же душой, что сейчас. Они верили в то, что у них был предок в животном обличии, и в каждом из представителей их рода теперь течет капелька крови того самого животного-человека. То есть, своих тотемных животных славяне воспринимали исключительно как физических предков. Души древних славян не были в телах животных, они произошли от них физически.

Тотемные животные славян – это боги-предки, имеющие в своем обличии черты человека и животного. И судя по тотемным животным, древние славяне выбирали их по какому-то не вполне понятному принципу, отличному от мировых. Это не территориальный или локальный принцип, а также не базирование на характеристиках и чертах характера определенного животного. Возможно, такой выбор, сделанный древними славянскими предками, и имел под собой какие-то логические основания, но сегодня их невозможно реконструировать, впрочем, это было сложно сделать и во времена процветания тотемизма на славянских землях. Поэтому люди просто довольствовались тем, что получили от своих богов – тотемом-животным. Так, у каждого племени и социальной группы было свое тотемное животное. Рассмотрим несколько подобных примеров.

Вас может заинтересовать:  Какие у славян до христианства были имена?

Тотем волка – существовал у нескольких племен. На его имя было наложено табу, поэтому волка называли «лютый», а самоназвание членов племен – лютичи. В празднование зимнего солнцестояния мужчины-лютичи символически перевоплощались в волков, надевая их шкуры. Позже, во времена христианства, слово «вовкодлак» и «вурдалака» стали носить иной характер. Тотем считался мудрым и сильным, этих же качеств просили и люди. Волк защищал племя от злых духов.

Тотем пса или собаки – появился у славянских племен во время перехода от охоты к земледелию. Подобный переход легко объясним тем фактом, что для земледельцев волки представляли реальную угрозу, собаки же наоборот – помогали. Впрочем, это не мешало членам племени наделять собаку теми же характеристиками, что и дикого волка.

Тотем медведя – лесной тотем, защитник леса и божество плодородия. Просыпающийся из зимней спячки медведь ассоциировался у славян с пробуждением самой природы, наступлением весны. Это тотемное животное могло быть как основным тотемом, так и второстепенным у многих племен, особенно у земледельческих, которые зависели от погодных условий. Они задабривали своего покровителя и хранили в качестве оберега медвежьи шкуры или лапы.