Табу в Африке

Табу — слово полинезийского происхождения — означает ритуальный запрет, налагаемый под страхом кары сверхъестественными силами на людей, на некоторые их слова и поступки, на их общение с «запретными видами животных, растений, использование озёр, рек…

Табу были распространены у очень многих народов мира на ранней стадии развития; у некоторых из них табу сохраняются и поныне в видоизменённой форме (например, вера в счастливое число и в другие приметы). Табу буквально пронизывали повседневную жизнь практически всех народов Африки. К числу «классических» ранних табу можно отнести строжайшее запрещение охотиться на тотемных животных и употреблять их в пищу, так же как и тотемные растения. У некоторых народов Юго-Восточной и Южной Африки (языковая труппа банту) существовали табу на крокодила, льва, быка, голубую антилопу. По поверьям некоторых племён их нельзя было не только убивать, есть, но даже смотреть на них.

Были запреты, касающиеся похоронных обрядов и вступления в брак. У некоторых народов мужчинам и женщинам одной тотемной группы запрещалось вступать в брак между собой. У народа ашанти женщина после замужества была обязана соблюдать не только своё родовое табу, но и табу своего мужа. У готтентотов существовало временное табу на общение с близкими умершего.

Страх нарушить табу приводил к поискам защиты от наказания. У ашанти был широко распространён культ суман — фетишей, защищавших от злого колдовства или спасавших от смерти, если обладатель фетиша нарушил табу.

Нередко боязнь нарушить табу мешала африканцам в критические, переломные моменты их жизни. Во время антиколониального вооружённого восстания 1952—1956 гг. в Кении повстанцы (их называли «лесными бойцами») верили, что, если дорогу отряду перебежит газель или олень, операция окончится неудачей. Случилось так, что тропу, по которой несколько групп «лесных бойцов» направлялись на тщательно и долго планировавшуюся операцию, перебежали и га­зель, и олень. Это было воспринято как дурное предзнаменование, и многие повстанцы вернулись в лагерь, даже не выйдя на рубежи атаки. Операция была сорвана.

Действие табу иногда оборачивалось и против европейцев. Известный немецкий учёный и путешественник Б. Гржимек передавал историю, услышанную от одного из офицеров, служивших во французской колонии Берег Слоновой Кости (ныне Республика Кот-д’Ивуар): «Недалеко от городка… была небольшая, издали очень красивая роща. В один из дней офицер решил прогуляться туда, но был остановлен своим помощником-африканцем. Бога ради, не ходите в этот лес! Ни один белый не имеет права посещать его… и я не могу поручиться, что, войдя в этот лесок, вы не схлопочете ядовитую стрелу или через пару дней не умрёте от какой-нибудь загадочной болезни. Лес этот — табу! Африканцы утверждают, что в нём живут боги .

Оказалось, что это табу ранее проявляло своё действие. На опушке леса виднелись обгоревшие развалины фабрики, построенной там предпринимателем-бельгийцем. Он получил или купил землю у колониальных властей, но, согласно верованиям жившего в этих местах народа бауле, во время обряда    земля принадлежала одному из местных божеств. Жрецы сначала предложили бельгийцу принести в жертву вола, но белый отказался. Он считал, что земля и так принадлежит ему. Вскоре он внезапно умер при загадоч­ных обстоятельствах, а вслед за ним умерли его младший брат и сын. В семье бельгийца остались только женщины. Они, конечно, поспешили вернуться домой в Европу. Вскоре здание фабрики сгорело дотла…».

Очевидно, что африканские табу, как и многие традиционные религиозные обряды и ритуалы, — это прежде всего отголоски далёкого прошлого, когда в сознании человека мир людей был неотделим от сверхъестественного мира духов.

Но глубинный смысл африканских табу и суеверий не только в этом Многие из них выражают некое интуитивное, очень древнее знание с природе вещей и удерживают людей, уже забывших истинный смысл табу, от совершения опрометчивых поступков, которые могут иметь для них неприятные последствия.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *