Одним из «чудес» доколумбовой Америки являются знаменитые гигантские рисунки, своеобразные «татуировки» на поверхности земли в пустыне Наска (Южное побережье Перу).
Эти «татуировки» были открыты в 1939 г. американским историком Робертом Косоком. С борта самолёта на тёмно-красной поверхности мертвенно-пустынных плоскогорий Пампа-де-Наска он увидел желтовато-белые трапеции, треугольники и другие фигуры длиной в сотни и сотни метров. По пустыне Наска тянулись также бесчисленные, бесконечно длинные полосы, сходящиеся в определённых точках и затем вновь расходящиеся. Они напоминали взлётно-посадочные полосы. И между этими невероятными линиями были рассеяны гигантские рисунки животных: 120-метровая птица, 200-метровый ящер, гигантская обезьяна и т. д.
С появлением в печати фотографий этой сенсационной «находки века» началось нечто невообразимое. Кто только не брался разгадать тайну громадной «картинной галереи мира», как назвали её журналисты!
Известно, что многие индейцы древней Америки верили в существование мифических предков-животных. Возможно, замысловатые фигуры Наска изображали именно их. Значит, нельзя исключать, что в Наска древние жители создали… гигантский храм под открытым небом!
Некоторые религиозные обряды индейцев доколумбовой Америки были связаны с почитанием предков-покровителей. Облачаясь в костюм или шкуру почитаемого животного-предка, человек духовно соединялся с ним. Если посмотреть с этой точки зрения на рисунки Наска, становится понятным, почему в контуре каждого рисунка, изображающего животное, есть «окно». Оно служило «входом» в фигуру животного-божества, т. е. облегчало воплощение в того или иного предка животного. Все изображения связаны особой системой линий и полос.
Древнеиндейский жрец или паломник появлялся в Пампа-де-Наска по главной, широкой полосе (дороге, ведущей к фигурам предков-животных). Затем он шёл по одному из многочисленных узких ответвлений от основной дороги к фигуре того или иного животного-покровителя: обезьяне, кондору, пауку, игуане и т. д. Входя в фигуру животного, постоянно восхваляя своего духа-покровителя, он как бы перевоплощался в него’ Пройдя всю фигуру от начала до конца, т. е. «воплотившись» на какое-то время в то или иное животное-предка, образно говоря, «побывав в его шкуре», человек набирался сил, мог получить совет и т. д. Затем по многочисленным линиям-ответвлениям можно было вернуться от божества назад в реальный мир — на главную широкую полосу, дорогу. Каждой фигуре соответствовал свой маршрут.
Но это только гипотеза. Окончательная расшифровка таинственных «татуировок» Наска ещё впереди. Будущим поколениям исследователей, вооружённым более полными и точными знаниями, придётся ответить ещё на многие нелёгкие вопросы, связанные с «картинной галереей» в Наска: каким образом могли создать эти рисунки с такой невероятной точностью люди, которые не умели летать и не видели с высоты своих творений; как они добились такой точности, что лучи заходящего солнца касались горизонта точно над линией длиной в несколько сот метров с максимальными отклонениями в… пять сантиметров; какими приборами при этом пользовались; кто руководил всей этой крупномасштабной «стройкой»?