Многие исследователи связывают сеиды с культом предков. Слова сайво, ситте, сите обозначали имя и душу умершего и сеиды. О.Петтерссон (Pettersson, 1957, р. 120) пишет: «Сеиды на культовых местах могли по своему происхож-дению быть реальными мемориальными фигурами, представляющими умерших членов семьи. С течением времени они превратились в идолов более общих по своей природе». Умершему поклонялись путем почитания идолов-сеидов, принесением жертвоприношения. Считалось, что в местах, где были сеиды, умерший жил и божественная сила была неотъемлемой частью самой фигуры. Н.Н.Харузин (1890, с. 183) полагал, что вера в сеид как жилище духа умершего происходит от его первоначального назначения в качестве могильного памят-ника. Возможно, на связь сеидов с культом мертвых указывают антропоморф-ные черты многих сложений. В сказках Кольского Севера появление сеидов объясняют обычно внезапным превращением людей в камни, т.е. им приписы-вается человеческое происхождение. Многие камни, особенно антропоморф-ные скальные образования, называются, как уже говорилось, Акке или Атче. По мнению Ю.Б.Симченко (1976, с. 255), это свидетельствует о связи жертвен-ных мест с представлениями о культе земли-матери.