Обряды в шаманизме занимают особое место, так как именно на них строится основное действо. Многим известен обряд борьбы шамана со злыми духами, который представляет собой ритуальные песнопения, танцы и произнесения заклинаний. На своем бубне, который олицетворяет оленя или коня, шаман отправляется в мир духов, чтобы там вступить в схватку с ними за душу больного человека. В процессе данного обряда шаманы постукивают колотушкой по бубну, что символизирует ускорение плетью своего ездового оленя, а также изображают страшные муки и схватки с духами. Для большинства подобных обрядов шаманы должны погружаться в экстатический транс, иначе им не удастся попасть в Верхний мир, в котором проживают духи.
Но, пожалуй, наиболее интересным обрядом в шаманизме является непосредственно обряд посвящения в шаманы. Тем более, что у многих народностей Сибири подобных обрядов существует аж девять, в зависимости от степени владения мастерством уровень шамана повышается. Заарин – это такие шаманы, которые считаются высшими, так как прошли все девять обрядов посвящения. На сегодняшний день таких шаманов не существует, последние упоминания о них относятся к концу девятнадцатого века. Заарины умели совершать чудеса и парить над землей и высоко над верхушками деревьев.
Верховным шаманом назначается дата посвящения начинающего или ученика, перед которым от трех до девяти раз должна быть проведена церемония очищения. В ходе церемонии девять юношей — «сыновей» действующего шамана приносят воду из трех источников поблизости. Взамен воды духам источников необходимо принести жертву, в виде которой используется особая водка, настоянная на молоке. Также помощники должны принести в свое поселение несколько молодых березок. Воду шаман кипятит и очищает с помощью добавления в нее тмина, молодых веток можжевельника и коры деревьев.
После этого помощники закалывают козла и капают в котел с водой несколько капель его крови, мясо женщины отваривают. Тем временем шаман начинает гадать на овечьей лопатке, в процессе гадания взывает к предкам будущего шамана. Из молодых березок делается метла, которую шаман опускает в казан с кипящей водой и дотрагивается ею до спины посвящаемого. Это действие повторяется девять раз, в это время шаман говорит заповеди и напутствия будущему шаману, чтобы он не брал денег с неимущих и помогал всем, кто в этом нуждается. Подобные обряды очищения необходимы молодым шаманам, которые только вступают в эту должность, а также опытным практикующим. Практикующие шаманы проводят обряды очищения минимум один раз в год или чаще, чтобы иметь возможность продолжать деятельность и снять с себя осквернение духами и злыми людьми.
После очищения проводятся обряды посвящения в шаманы, которые подразумевают открывание врат в мир духов с помощью ритуальных берез, которые устанавливаются в костер и выходят в отверстие шатра. Шаман читает различные заклинания и вводит в транс будущего шамана. Свое посвящение последний проходит в мире духов, а не в нашем, мире людей.