Все древние религии самодостаточны, и ни в коем случае нельзя говорить, что одна религия вытекает из другой, но, несомненно, все они имеют между собой особую сложную форму связи. Можно выделить такие формы древних верований, как фетишизм, тотемизм, догматизм, анимизм. В фетишизме люди выбирали себе абсолютно любой предмет поклонения и с помощью своего воображения, а порой и огромной веры, наделяли его несвойственными сверхъестественными качествами. Такой предмет называли фетишем и верили в его особую силу. Фетишем мог выступать интересный камень, деревяшка, самодельная фигурка, драгоценность. Первобытные люди видели фетиши абсолютно во всем, что их окружало. Они собирали эти предметы и верили, что с их помощью смогут обезопасить себя и своих родных от болезней, свой дом от недругов, свое хозяйство и свой урожай от порчи. Чтобы не впасть в немилость к своим фетишам, некоторые даже приносили им определенные жертвы. К фетишам, требующим жертв, можно отнести идолов – фигурки древних богов.
Что интересно, исторически доказано археологами, что при обращении с фетишами люди не только благодарили их за помощь и покровительство, но и нещадно наказывали за недозволительную беспомощность и равнодушие к человеческим просьбам. К примеру, у африканских племен был обычай забивать в идола гвозди, чтобы побудить его к действию, в случае же игнорирования их просьб такой идол просто выбрасывали и на смену ему делали новый.
Смысл фетишизма в наделении обычных предметов нехарактерными им свойствами и вера в их божественную силу. Наряду с фетишизмом к древним религиям относится и тотемизм. Происхождение тотемизма очень тесно связано с деятельностью древнего человека на хозяйственном пространстве – охотой и собирательством. Объектами поклонения здесь выступают растения и животные, а также явления природы, которые дали людям возможность существовать. Изначально было принято употреблять в пищу тотемных животных, но в итоге развития социально-экономических отношений возник строжайший запрет на такие действия. Со временем в тотемизме появилось очень много и других табу.
Нельзя не вспомнить также об анимизме. Это верование древних людей в духов и существование души. Впервые термин «анимизм» употребил английский ученый Э.Б.Тайлор. Он понимал анимизм как базовую, исходную форму религии. Однако, это не совсем верно. Позднее другими учеными было доказано, что не все древние религии видят в основе таинственной божественной силы их объектов поклонения именно душу.
Анимизм – это отдельная самостоятельная религия, строящаяся на веровании людей в то, что душа человека, животного или растения может свободно существовать и вне своей оболочки, по необходимости все же возвращаясь в нее.
Окружающий мир первобытного человека сплошь населен духами, и это самая ранняя и первая форма анимизма – верование в духов. Душа может переселяться в разных животных и людей, даже в предметы. Что касается догматизма, то в религиозном смысле это наиболее прагматичная модель в плане отношения к вере. Несомненно, эта форма неразрывно связана с религией и предполагает обязательное наличие догм. Догма – это не поддающееся обсуждению, неоспариваемое суждение, которое изначально считается верным. Это в современном понимании некая аксиома.